пятница, 6 февраля 2015 г.

Кто ты, интеллигент XXI века?


На одном из занятий в университете один преподаватель пыталась заставить своих студентов вспомнить фильм, который в 1958 году получил Золотую пальмовую ветвь.

Вспомнить не удалось, во многом из-­за того, что не все молодые люди видели эту картину, после чего работник образования с грустью вздохнула: "Я думала вы интеллигентные, а вы, наверное, только Тимати и знаете".

Студенты обиделись.

Так кто же такие эти интеллигенты, которых так искала в студентах преподаватель?


 

Действительно ли важно знать всех лауреатов престижных премий и представителей высокого искусства? И при чем тут Тимати?

"Вика" говорит, что слово "интеллигенция" в социальном значении стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта. А в словаре В. Даля об интеллигенции говорится, как о «разумной, образованной, умственно развитой части жителей». А на Западе таких людей называют интеллектуалы (или ботаники).

 

Интеллигентом, делаем вывод, можно назвать всякого, кто получил высшее образование (какое-никакое, но получил) и работает в сфере умственного труда, там где главная мышца скрыта под черепной коробкой. Какими ­то особыми чертами интеллигент не обладает, функций особых не выполняет, да и вообще понять что должен делать, а чего не должен делать сей социальный субъект понять сложно, слишком много мнений по этому поводу.

В предреволюционной России интеллигентами называли не просто образованных людей, а людей, несогласных с правительством того времени. Затем шли долгие споры о том, можно ли назвать интеллигенцию отдельным классом или нет.


Филолог Дмитрий Ушаков слово интеллигентный определял как «образованный, культурный». Литературовед Гаспаров отмечает в одной из своих статей, что в этом определении понятие «культурный» означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности», но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный». Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент — не мещанин, а хам).

Итак, значит интеллигенту свойственны:
­* Образованность (грамотность, умение систематизировать, делать выводы и пр.)
­* Начитанность;
­* Четкая позиция гражданина;
­* Трезвое представление о мире и ценностях;
­* Воспитанность;
­* Наличие особых интересов, увлечений (кино, фотография, путешествия или даже марки).

А что же кино?
Тут и без Википедии все понятно (простите, но я не стала долго сидеть над
трудами, а воспользовалась тем, чем пользуется большинство и вообще, я скорее всего не
вполне интеллигентный человек). Искусство кино настолько субъективно, а фильмов
настолько много, что это абсолютно нормально, что один фильм, даже такой известный в
свое время как "Летят журавли", студенты (которые родились, кстати, в суровые 90-е) могут
не знать или не помнить. Сомневаюсь, что наши дети вспомнят большинство фильмов,
которые мы сегодня смотрим и восхищаемся.


А Тимати?
Наверное, преподаватель из современной культуры знает только российского
рэпера, который, к слову, всеми силами хочет показать себя интеллигентным, даже фильм
снял о себе любимом. Мне с хип­-хоп культурой сложно, поэтому не мое дело об этом
рассуждать. А вот преподаватель зря на своих студентов наговаривает. Поклонников
музыканта среди них нет, это точно. Многие из них читают Акунина, Бродского и Бунина,
многие смотрели "Воровку книг", "Стыд" и "Хокинг", многие воспитаны настолько хорошо,
что не сделали замечание преподавателю, что интеллигентный человек никогда не скажет,
того, что она сказала. Мол я думала, вы умные, а вы не умные. Да и вообще, нет вины
нашей в том, что нас интересует больше современная культура с ее разнообразной
музыкой и фильмами, с ее презрением к политикам и деньгам (хотя не везде), с ее
стремлением к свободе и творчеству. И скорее всего современный интеллигент, о котором
я обещала сказать в заголовке, помимо всего вышеперечисленного имеет еще два важных
качества - ­ терпимость и любознательность.

Айнур Эдрисовна

1 комментарий :