Сей факт вряд ли кого-то может удивить, однако, изредка кому из обывателей приходит в голову, почему в том или ином историческом моменте есть деление на хороших и плохих. Плохие персы – хорошие греки, плохие варвары – хорошие римляне, плохие монголы – хорошие китайцы, плохие южане – хорошие северяне.
Разумеется, рассматривая ситуацию
со стороны «жертвы», легко установить характер конфликта: плохие нападают на
нас, потому что экспансионисты и жестокие захватчики; мы нападаем на плохих
потому, что плохие занимают крайне необходимую для нас территорию, и вообще
развитием подобны совковой лопате. У нас культура – у них обезьянничество, у
нас достижения полета мысли – у них поклонение табуретке, у нас ПРАВО – у них
лишь жестокие богомерзкие планы. Мы хороши всегда – они плохи до тех пор, пока
мы не начнем в них нуждаться.
Казалось бы, банальность.
Казалось бы, колесо тут явно не было изобретено.
Но загляните в любой учебник
истории: ни одно событие не описывает сторонними наблюдателями. У автора есть
идеология, точка зрения, опыт, какое-то определенное впечатление, которое он
хочет ниспослать на читающего. «Варвары», «враги народа», «изменники», «насильники
и убийцы» - это лишь самые мягкие эпитеты, которыми пестрят книги,
рассказывающие историю нашей с вами планеты.
Ситуация, конечно, аховая. Благо,
так было всегда, и за такой без сомнения огромный промежуток времени
человечество – или по крайней мере заинтересованная часть его – научилась
более-менее отделять зерна от плевел.
И тут мы как никогда близко
подходим к вящему доказательству того, что история – наука отнюдь не в вакууме:
чтобы подойти к вопросу со стороны наименее пристрастной, ОДНОЙ книгой обойтись
нельзя. Истина никогда не проистекает только лишь с ОДНОГО источника, как ни
одно море не питается водами только одной реки. Никогда не бывает так, что одна
сторона права во всем, в то время как другая – не права абсолютно ни в чем.
Только миры фантастики могут позволить себе злодеев, чьей единственной
жизненной целью является банальное истребление всего. Не потому, что там
причина, а потому что честному и справедливому герою нужен антипод, поступки
которого носят исключительно непривлекательные черты. Борьба добра и зла –
красивый эвфемизм, прикрывающий обыденный, в общем-то, конфликт интересов. И
жертвами конфликта могут быть как единицы, так и целые народы – и тут мы
нисколько не умаляем трагизм ситуации.
Что мы пытаемся сказать, так это
то, что «черные моменты истории» - черные потому, что писали о них «жертвы».
Жертвы в кавычках, потому что в конечном итоге они победители. А победителям,
как мы все знаем, пристало писать историю.
Ваш Дарвин.
Комментариев нет :
Отправить комментарий