четверг, 23 июля 2015 г.

Историю пишут победители


Сей факт вряд ли кого-то может удивить, однако, изредка кому из обывателей приходит в голову, почему в том или ином историческом моменте есть деление на хороших и плохих. Плохие персы – хорошие греки, плохие варвары – хорошие римляне, плохие монголы – хорошие китайцы, плохие южане – хорошие северяне.

Разумеется, рассматривая ситуацию со стороны «жертвы», легко установить характер конфликта: плохие нападают на нас, потому что экспансионисты и жестокие захватчики; мы нападаем на плохих потому, что плохие занимают крайне необходимую для нас территорию, и вообще развитием подобны совковой лопате. У нас культура – у них обезьянничество, у нас достижения полета мысли – у них поклонение табуретке, у нас ПРАВО – у них лишь жестокие богомерзкие планы. Мы хороши всегда – они плохи до тех пор, пока мы не начнем в них нуждаться.
Казалось бы, банальность. Казалось бы, колесо тут явно не было изобретено.


Но загляните в любой учебник истории: ни одно событие не описывает сторонними наблюдателями. У автора есть идеология, точка зрения, опыт, какое-то определенное впечатление, которое он хочет ниспослать на читающего. «Варвары», «враги народа», «изменники», «насильники и убийцы» - это лишь самые мягкие эпитеты, которыми пестрят книги, рассказывающие историю нашей с вами планеты.


Ситуация, конечно, аховая. Благо, так было всегда, и за такой без сомнения огромный промежуток времени человечество – или по крайней мере заинтересованная часть его – научилась более-менее отделять зерна от плевел.


И тут мы как никогда близко подходим к вящему доказательству того, что история – наука отнюдь не в вакууме: чтобы подойти к вопросу со стороны наименее пристрастной, ОДНОЙ книгой обойтись нельзя. Истина никогда не проистекает только лишь с ОДНОГО источника, как ни одно море не питается водами только одной реки. Никогда не бывает так, что одна сторона права во всем, в то время как другая – не права абсолютно ни в чем. Только миры фантастики могут позволить себе злодеев, чьей единственной жизненной целью является банальное истребление всего. Не потому, что там причина, а потому что честному и справедливому герою нужен антипод, поступки которого носят исключительно непривлекательные черты. Борьба добра и зла – красивый эвфемизм, прикрывающий обыденный, в общем-то, конфликт интересов. И жертвами конфликта могут быть как единицы, так и целые народы – и тут мы нисколько не умаляем трагизм ситуации.


Что мы пытаемся сказать, так это то, что «черные моменты истории» - черные потому, что писали о них «жертвы». Жертвы в кавычках, потому что в конечном итоге они победители. А победителям, как мы все знаем, пристало писать историю.

Ваш Дарвин.

Комментариев нет :

Отправить комментарий